Джамиля Нурманбетова, 1 проректор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева: Политика образования Казахстана соответствует международным тенденциям

Это еще раз показал семинар-тренинг Университета  Пенсильвании, где прошли обучение руководители более 10 вузов Казахстана, в том числе  Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и Назарбаев университета.

От Евразийского национального опыт американского вуза  перенимали  ректор Ерлан Сыдыков и 1 проректор Джамиля Нурманбетова. Оно и понятно, программа тренинга включала в себя принципы, лежащие в основе формирования высшего образования в США, академическое правление университетом, бюджетирование и автономия школ, деятельность попечительских советов в государственных вузах, аккредитацию и соответствие нормам.

Насколько совместима американская модель образования с казахстанской, как рассчитываются распределяемые средства и расходы на содержание материальной базы в Университете Пенсильвания, какова методика их распределения,  каким образом идет вливание средств, за счет чего регулируется финансовое управление  Университета? Эти и другие вопросы были далеко не праздными.

В Университете Пенсильвания учитывается все:  количество студентов считается для каждой выпускающей школы, используя данные с завершившегося финансового года в базе данных «Оплата за обучение». количество магистрантов и аспирантов получают из самых последних данных осенней переписи базы данных «Студенческий семестр», количество ППС берется из последнего отсчета в базе данных «Зарплата», общий фонд выделенных библиотечных расходов в текущий бюджетный цикл установлен исходя из определенных затрат, выделяемые средства на службы университета, общественная безопасность, средства выделяемые на отдел работы с выпускниками и развитие, строительство новых зданий, ремонт имеющихся. Наша высшая образовательная система предполагает несколько  иной подход.

Рассматривали и такие вопросы, как автономия факультетов, бюджетирование на уровне факультетов, где в повестке дня семинара –тренинга озадачивались определением автономии факультетов и их уровнем финансового контроля, кадровым  обеспечением функции финансов, составлением бюджета на уровне факультетов, финансового моделирования.  

Автономия. Это слово в последнее время в области высшей сферы образовательной деятельности звучит все чаще и чаще, так как  казахстанскими университетами идет процесс перехода   к автономии, отсюда и требования, предъявляемые государством и правительством в образовательной политике предполагают совершенно иной уровень подхода к руководству вузами.

Лекторы Мэри-Линда Армакост ,  профессор ВШО УПенн, Дайэн Эйнон -  старший научный сотрудник и директор Офиса международных инициатив в области высшего образовании, Элли Фогарти -  вице-президент Комиссии ближних государств по вопросам высшего образования, Питер Гэрлэнд -   исполнительный проректор по системе высшего образования штата Пенсильвании, Мэтью Хартли - профессор ВШО УПенн, Лора Перна - профессор ВШО Упенн, Джэйсон Прэсли - главный финансовый директор ВШО Упенн, Алан Руби - старший научный сотрудник ВШО Упенн,  Роберт Земски - профессор ВШО УПенн  в доступной форме, с присущим американизированным подходом детально знакомили участников семинара -тренинга со структурой образовательной политики Америки.

На состоявшемся аппаратном совещании  1 проректором Джамилей Нурманбетовой были подведены итоги и сделаны  выводы по данному семинар-тренингу: политика образования Казахстана соответствует международным тенденциям и имеет положительное развитие с применением лучших мировых практик, необходимо дальнейшее изучение американского опыта корпоративного управления. В процессе перехода казахстанских университетов к автономии, необходимо уделить особое внимание американской практике по деятельности попечительских советов, по принципам академической свободы, по нормам финансового менеджмента, по контролю качества образования через систему аккредитации с учетом национальных приоритетов и реалий.

  • Теги:

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.