Оптимизация высшего образования - интрига или необходимость

Вопросы оптимизации высшего образования страны раскололи общество. Причем, наблюдаются две, явно неравные по силе, стороны. Одна сторона представлена МОН, при поддержке Премьер-Министра, другая – представителями тех вузов, которым угрожает закрытие. В информационной войне  между ними общественные симпатии явно не на стороне власти.

Достаточно обратить внимание на риторику и эмоции СМИ.

Постараемся разобраться в аргументах сторон. Главным аргументом  МОН выступает тезис – уменьшение числа вузов приведет к повышению качества высшего образования. Так ли это?

Во-первых, в Казахстане не так много вузов, как пытаются убедить нас. Сравнение с количеством вузов Европы не совсем корректно, где первый этап высшего образования получают в лицеях и высших школах. К примеру, во Франции 2600 лицеев обучающих по программе бакалавриата. В той же Франции растет противодействие укрупнению университетов, которое привело к потере управления внутри самих вузов. Так, в Марсельском университете, самом крупном вузе Франции, обучается 120 000 студентов.  

Аргументы другой стороны более эмоциональны и построены на защите интересов выбора студентов и родителей. Кроме того, задается риторический вопрос – что же мешает крупным вузам, включая национальные, уже сегодня поднять качество образования на такой уровень, чтобы стать привлекательными как внутри страны, так и за рубежом.

Где же истина? Очевидно одно - повышение качества высшего образования назревшая и актуальная проблема. Если ее не разрешить в ближайшее время, то Казахстан  рискует потерять свое высшее образование. Назову несколько причин этого. Следует признать, что высшее образование в мире, несмотря на ее социальный характер, приобретает бизнес-характер. Причем, образовательный бизнес направлен не только на получение прямой финансовой прибыли, но и привлечения в собственные национальные структуры наиболее образованной молодежи со всего света. Поэтому все страны мира активно приглашают к себе молодежь. Сегодня более 60 тысяч казахстанцев получают образование за рубежом. Вопрос – сколько из них вернется назад?

Однако наибольшую опасность представляют серьезные институциональные изменения в мировых подходах к получению высшего образования. Инициативы ведущих вузов мира (Гарвард, Принстон, Массачутес и мн.др.) по поддержке  всеобщих открытых онлайновых курсов и создание на их базе  дистанционных курсов с доступом к ним для всех желающих кардинально изменили само получение высшего образования. Ее можно получить не выходя из собственного дома и за очень небольшие деньги. Дистанционное обучение набирает темпы. По некоторым прогнозам к 2017 году четверть всех студентов будут учиться дистанционно. Вопрос – сколько казахстанцев выберет отечественные вузы, а сколько – вузы с мировым именем?

Именно поэтому необходимо принять все меры по скорейшей оптимизации вузов Казахстана. Нам нужны привлекательные, сильные университеты. Или с высшим образованием страны надо будет прощаться. А поднять ее повторно потребует колоссальных усилий. Вопрос: добьемся  ли ожидаемого результата от силового сокращения вузов или же нам следует искать другие средства и механизмы повышения качества образования?   

Максат Еламанов.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.