Некоторые принципы отбора содержания предметов естественно-математического цикла

Абдикаримова Т.Т., главный эксперт РНПЦ «Учебник МОН РК»

Цель проводимых  реформ в сфере образования заключается в  повышении качества обучения.

Ключом успеха проводимых реформ является разработка и издание школьных учебников, являющихся одной из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответствовать государственным стандартам среднего общего образования, учебным программам по школьным предметам и стать качественным и конкурентоспособным товаром на рынке образовательных услуг.

Задачей предметов естественно-математического цикла выступает формирование у школьников целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Результатом изучения естествознания выступает формирование современного научного мировоззрения, самоопределение личности в окружающем мире. Данный подход предполагает ориентированность предметов естественнонаучного цикла на прикладной характер, потребности личности в окружающем мире. Изменение социальных требований логично предполагает создание учебников нового поколения.

Каким будет новый учебник? Определение концептуальных основ написания учебников нового поколения предполагает анализ развития самого общества. Данное положение, выступая основой  образовательной политики, должно стать всеобщим достоянием педагогического сознания.

Мы достаточно часто называем современное общество постиндустриальным, не всегда глубоко вникая в сущность смены эпох. Основные направления модернизации сферы образования, в том числе и содержания образования, обозначены еще в 70-х годах прошлого столетия американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Элвином Тоффлером в книге «Футуршок».

Если казахстанская школа нацелена на движение в ногу с мировым цивилизационным развитием, то работникам образования требуется тщательное изучение теоретического наследия Тоффлера.

В процессе модернизации образования наиболее сложны задачи в сфере реформирования содержания образования. Конструктивное решение поставленной задачи позволяет строить школу будущего. Идеи Тоффлера, высказанные более 40 лет назад, актуальны для казахстанской школы сегодня. Массовое образование эпохи индустриализма, пишет Тоффлер, было сконструировано для создания того типа взрослых, который ему требовался. Школы сами были отражением индустриального общества. Главная опасность заключается в том, что школы, в силу своей инерционности, несмотря на эпохальные изменения, пытаются остаться прежними.

Ведущей идеей выступает положение Тоффлера о том, что  школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться. «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

В настоящее время, как многократно об этом заявлялось педагогической общественностью, содержание школьного образования представляет собой набор сведений. Школьное обучение фактически приобрело характер формального, нацеленного на получение оценки, сдачи экзамена. Качество школьного образования не нацелено на то, чтобы стать основой благополучной жизни.

Не оправдывает себя сложившаяся модель экстенсивного наращивания содержания школьного образования. Безграничное расширение количества школьных учебных предметов приводит к несоответствию модели школы потребностям информационного общества, нарастающей физической, психоэмоциональной перегрузке детей.

Существующие недостатки в современном школьном образовании определяют новые концептуальные подходы к созданию учебников. В их основе должны быть заложены изменившаяся парадигма образования –  от «учить всех всему» – к «учить учиться». Сама система школьного образования должна сменить ведущий принцип от тотального унифицированного образования  к образованию по выбору.

Конечно, нельзя вести речь о школьных учебниках, не рассмотрев вопрос стандартов образования. Именно стандарты образования должны определять содержание образования.

 

Следует внести в них ряд принципиальных изменений, исходя из следующих положений:

- максимальной «мягкости» образовательных стандартов. Данный принцип отвечает на вопрос – сколько должно быть учебников по одному предмету в конкретном классе. Мы привыкли считать, что учебник один и он обязателен для всех. Существующие стандарты характеризируются обязательностью требований. Принцип мягкости образовательных стандартов созвучен так часто декларируемым в современной педагогике принципам дифференциации, индивидуальному подходу к ученику. Но на практике данный принцип никак не реализуется.

- казахстанское содержание образования. Особенно данный принцип связан с предметами, изучающими географию, ботанику и биологию. Содержание учебного материала должно быть предельно приближено к потребностям практической жизни. Настало время, когда необходимо отказаться от изучения окружающей среды кусками, зачастую оторванными друг от друга. Современный подход должен заключаться в формировании единого, синтезированного предмета, что позволит разгрузить содержание предметов естествознания.

Основываясь на принципе деятельностного использования учебника необходимо изменить ее внешнюю форму. Современный казахстанский учебник продолжает сохранять свой солидный стиль, сформированный много лет назад. В реальности он должен выступать инструментом учебной деятельности ребенка. Соответственно необходимо изменить формат самого учебника. В идеале он должен состоять из нескольких полей, где отмечено, что должен знать обязательно, что является дополнительным в содержании. Предлагаемые задания, исходя из подготовленности ученика, должны обозначаться зоной сложности. Таким образом достигается результативность учебной деятельности. Отметим, что сложившейся мировой практикой является совмещение учебника с рабочей тетрадью ученика.

Работа в стране над учебниками нового поколения только началась. Следует понять, что только академическими изысканиями эту задачу не решить. Требуется объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы достичь результата.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.