Организация вступительных экзаменов в вузы Японии

Продолжаем цикл статей об опыте стран мира по организации и проведению вступительных экзаменов в колледжи и вузы. См. начало в блоге ЕНТ – пути совершенствования.

Как организуются вступительные экзамены в Японии.

Требования к поступлению в высшие учебные заведения:

Число абитуриентов, поступающих в японские университеты, значительно превышает данные показатели для многих стран мира. Это объясняется тем, что профессиональная карьера в Японии значительно зависит от наличия высшего образования и от того, в каком университете оно было получено.

В стране принята обязательная девятилетняя школа. Первая дифференциация начинается при поступлении в старшую среднюю школу. Прием осуществляется на основе школьных отметок и результатов выполнения вступительных тестов, содержание которых ориентировано на национальные программы, но отличается для различных регионов (префектур) страны. Интересно упомянуть, что результаты выполнения тестов никогда не сообщаются учащимся, они высылаются прямо в те школы, в которые учащиеся собираются поступить. Самые элитные школы, в которые поступают самые способные учащиеся, как правило, связаны с самыми престижными университетами страны, выпускники которых занимают наиболее важные и состоятельные позиции в обществе.

Ежегодно 95% выпускников обязательной 9-летней школы поступают в старшую среднюю школу и только небольшой процент в профессиональную школу. Однако следует заметить, что профессиональная подготовка осуществляется и в старшей средней школе, ее получают около четверти учащихся.

В связи с тем, что экзамены играют основную роль при поступлении в старшую среднюю школу и университет, учащиеся и их родители очень серьезно относятся к подготовке к этим экзаменам. Более половины учащихся 7-9 классов занимаются дополнительно после школы по двум-трем предметам.

Для того чтобы поступить в университет, выпускник средней школы должен пройти два тура экзаменов. Первый тур экзаменов (University Entrance Center Examination /UECE/), одинаковых для всей страны, учащиеся последнего года обучения сдают почти за полгода до поступления в вуз. Сдача этих экзаменов обязательна для всех государственных и некоторых частных университетов. Учащиеся должны пройти тестирование по нескольким предметам из 12. Их число определяется требованиями университета, в который они планируют поступить. Например, самый престижный Университет Токио принимает документы у абитуриентов, сдавших не менее 5 национальных экзаменов (UECE), другие университеты требуют сдачи 2-3 экзаменов.

Второй тур экзаменов проводится самими университетами. Данные экзамены превосходят по сложности национальные экзамены, они разрабатываются специалистами университетов и отличаются по содержанию для различных университетов и даже для отдельных факультетов одного и того же университета. Обычно абитуриенты должны сдать 1-2 университетских экзамена. Конкурс в университеты очень высокий и многие из тех, кто не поступил в университет, продолжают в течение 1-2 лет готовиться к сдаче этих экзаменов. Повторно сдающие экзамены обычно составляют одну треть от общего числа абитуриентов.

 

Проведение экзаменов, требования к содержанию экзаменационных работ.

В Японии при Министерстве образования, науки и культуры существует Национальный Центр по вступительным экзаменам в университеты (National Center for University Entrance Examinations). Он отвечает за все, что связано с проведением первого тура экзаменов, обязательных для всех абитуриентов (от регистрации желающих сдать экзамены до проверки работ и оформлении документа о сдаче экзамена). Содержание экзаменов разрабатывается двадцатью предметными комитетами, в которые входят преподаватели университетов, рекомендованные руководством университетов. Одной из задач комитетов является контроль за соответствием содержания экзаменов национальным программам и обеспечением одинакового стиля, формы, а также уровня трудности экзаменов по всем предметам. Представители профессиональных организаций учителей-предметников ежегодно встречаются с членами комитетов для экспертизы и обсуждения содержания, уровня трудности и формы экзаменов.

Экзамены второго тура организуются самими университетами, каждый из которых имеют собственную процедуру их разработки.

 

Форма экзаменов (итоговых тестов), оценивание экзаменационных работ.

Экзаменационная работа, состоящая из нескольких вариантов, включает три части из пяти заданий (всего 15 заданий). На большинство вопросов нужно дать краткие и развернутые (до 70-100 слов) письменные ответы. На экзамен отводится 2 ч 30 мин. Как правило, все задания начинаются с описания некоторого теоретического материала, практической ситуации или эксперимента. Абитуриенты должны были продемонстрировать умение применять свои знания в незнакомой ситуации на основе анализа приведенной интегрированной информации.

Источник: Г.С.Ковалева. Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира. http://www.centeroko.ru/ege/ege_pub_ex.htm

Максат Еламанов

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.