Национальный день влюбленных

Сегодня, 15 апреля, "Календарь праздников" сообщил о том, что с 2011 года в Казахстане отмечают свой национальный День влюбленных — "Улттык гашыктар кунине орай". В качестве альтернативы международному февральскому празднику организаторы предложили свою дату — 15 апреля, посвященную Козы Корпеш и Баян-Сулу. Это герои поэмы казахского эпоса 13-14 веков, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.

Хотя День святого Валентина прижился повсеместно, особенно в молодежной среде, многие продолжают скептически к нему относиться. Поэтому казахи предложили своей молодежи праздник с национальным колоритом.

В январе 2011 года городское управление культуры по вопросам молодежной политики и пресс-служба акимата Алматы утвердили план мероприятий на год, куда включили и новый праздник. Управление также разослало письма к руководству школ столицы Казахстана, в которых рекомендовало перенести празднование Дня влюбленных на 15 апреля. 

А участники молодежного крыла движения "Болашак" организовали акцию против празднования Дня святого Валентина. Они разослали ста школам письма с поддержкой запрета на проведение в школах любых праздничных мероприятий 14 февраля, а также устроили показательное уничтожение символов этого праздника — "валентинок" (открыток в форме сердечек). Стоит отметить, что руководство большинства школ оказалось солидарно с управлением образования и организаторами акции.

Устроители праздника утверждают, что новый День влюбленных — не просто перенос события с одной даты на другую. Сам праздник должен стать другим. Он связан с народным эпосом, призван показать чистоту и красоту влюбленности. Это пропаганда целомудрия, образов казахстанских женщин и национальных героев. К тому же такой праздник будет проходить не зимой, а весной — в самое романтичное время года.

Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. 

Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленая  Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь, держась за волосы  коварной  Баян.  Девушка неожиданно отрезает косы:  Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым, Козы отомщен. На его могиле героиня  легенды  закалывает себя кинжалом. 

Старики рассказывают,  что захоронение  проросло  дивным  кустом  шиповника, на котором однажды  зацвели алая и  белая  розы... Цветы, однако, не долго радовали глаз путника. Они поникли, почернели, и засохли... Имена джигита Козы-Корпеша и красавицы Баян неразделимы уже пятнадцать веков! Но красота и сила их чувства преодолели мрак смерти. Свет любви, оставленный двумя сердцами, вдохновлял акынов, драматургов, этнографов и историков всех времен и многих народов. 

Говорят даже, что Пушкин, бывая в степях Оренбуржья, слышал и записал эпос о трагической любви казахских Ромео и Джульетты. 

Это прекрасная, лучезарная легенда, придуманная пастухами старого века. Это легенда рассказывается на разных языках. Особое внимание при этом уделялось  памятнику архитектуры - надгробию «Баян сулу». Древние казахи считали это надгробие «мавзолеем». Они сохранены до наших дней в разных уголках нашей страны. Купол «Козы Корпеш и Баян сулу» расположен на правом берегу  речки «Тансык» возле аула Тансык.   

 


По легенде Козы Корпеш и Баян сулу  на стройтельство мавзолея младший брат Сарыбая-Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих рук, на берегу реки Тобол был устроен той, конные состязания. На  прочном надгробии были высечены облики двух влюбленных. Особенно четко показана красота Баян. По  воспеванию акына Жанака Айбас с 50 тысячами человек построил каменный купол. Этот купол сохранился как символ до наших дней. По народной легенде на построение купола были доставлены камни из близлежащих гор. Между горой и Аягозом были выставлены люди цепью и они передавали камни из рук в руки.

Источник: www.z001.kz

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.