Султан Кадыров.АНТОЛОГИЯ КАЗАХСКИХ ЭЛИТ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Решение о возобновлении публикаций Экспертного Совета Казахстана обусловлено реализацией прогнозных сценариев предыдущих исследований. Считаем, что на текущем этапе развития политических процессов обнародование части наших исследований обретает высокую актуальность.

Полная интеграция кланов

Несмотря на неоднократно проводившиеся в системе политической власти ротации, их общий характер не позволял говорить о перспективах комплексного обновления структуры верхних эшелонов власти. Все предыдущие кадровые решения преимущественно ограничивались перемещением действующих акторов политического процесса, не допуская проникновения в устоявшуюся орбиту новых игроков. Что, в конечном итоге, способствовало к возникновению у основных элитариев избыточного политического потенциала, выразившегося в формировании вокруг каждого из них целых групп последователей, объединенных по принципу политических кланов.
При этом попытки организации движения с низовых уровней власти наверх не состоялись. Более того, некоторые признаки косвенно указывают на саботирование процессов естественной ротации.
В которых, политические, финансово-экономические, административные, информационные и иные цели клановых групп обрели безусловный приоритет над государственными интересами. Это, в свою очередь ведет к последовательной деформации системы государственной власти на всех ее уровнях, обусловленной системной интеграцией клановой надстройки в базис политической системы. В результате чего, сама модель государства стала утрачивать признаки президентской республики, поскольку власть стала не столько инструментом реализации политической воли главы государства, сколько компромиссных решений укрепившихся кланов.
Спровоцированное последовательным наращиванием влияния кланов на политические процессы снижение государственной власти в целом, безусловно, способствовало возникновению угроз для высшего руководства страны. В связи с чем, на протяжении ряда последних лет президентом предпринимаются меры по реконструкции системы с целью демонтажа клановой надстройки. Поскольку единовременная перезагрузка способна привести к возникновению феномена паралича государственной власти, вплоть до возникновения рисков бунта элит против верховной власти.

Реконструкция системы

Началом процесса следует считать решение о возбуждении уголовного дела в отношении Рахата Алиева с последующим полным демонтажем его могущественного клана. Несмотря на то, что процесс носил преимущественно публичный характер, для реализации данного комплекса мероприятий были привлечены ресурсы других, противостоящих ему кланов. Соответственно, есть основания предполагать, что все ключевые решения принимались исключительно в поле кулуарных переговоров, а вовлечение информационных ресурсов имело целью обеспечить легитимность процесса, как перед внутренней, так и внешними аудиториями. Причем, в настоящее время Рахат Алиев не утратил шансов на реставрацию политических позиций, в связи с чем, мероприятия по его дискредитации перед западным сообществом и казахстанским электоратом продолжаются.
Аналогичная схема была применена при разгроме «группы Аблязова» - уголовное преследование, подрыв финансового потенциала и изгнание за пределы страны. С этого момента противостояние с лидером группы также обрело затяжной характер, при котором, выпады Аблязова наносят определенный ущерб репутации власти и призваны оказывать деморализующее воздействие на окружение президента. Комплексный анализ поведения Аблязова и эволюции демонстрируемых им политических приоритетов позволяет предполагать его вовлеченность в сферу интересов Кремля, рассматривающего опального олигарха в качестве инструмента давления на Акорду. Не исключено, что для координации его деятельности рядом находится прикомандированная группа из Москвы. В пользу этой версии свидетельствует так же и существенное изменение редакционной политики дружественных данной группе СМИ.
Менее жесткий по последствиям для лидеров группы был разработан для группы «южан». Сигналом начала демонтажа стали публикации о якобы разоблаченном «заговоре южан». Косвенным подтверждением этого стал арест руководителя одного из департаментов Генеральной прокуратуры, якобы санкционировавшего незаконные оперативные мероприятий в отношении высших должностных лиц страны. В пользу конспирологической версии сыграли и последовавшие за этими слухами масштабные перестановки, в ходе которых, основные лидеры группы Сарыбай Калмырзаев и Кайрат Мами утратили контроль над силовыми структурами и имевшиеся политические позиции. Одновременно это совпало с обострением тяжелого заболевания у Калмырзаева, приведшей впоследствии к его кончине.
В настоящее время представители клана «южан», за исключением Умурзака Шукеева, ограничены в политическом влиянии, однако, в силу наличия значительного финансового, политического и административного потенциалов, а также присутствия на всех уровнях власти скрытых сторонников, не утрачивают возможностей для реставрации позиций кратчайшие сроки.
Не исключено, что активное участие экс-руководителя Администрации президента Аслана Мусина в демонтаже этих кланов и, возможно, обусловленное этим укрепление собственных политических и финансовых позиций, способствовало возникновению у него чрезмерных иллюзий. Поскольку с разгромом перечисленных групп образовавшийся вакуум стала заполнять клановая группа Мусина, демонстрировавший активность не только в традиционных для всех силовом, финансово-экономическом, административном, причем на всех уровнях власти, секторах, но и в религиозном, вплоть до внедрения собственного религиозного проекта, полностью патронируемого его сыном Асылбеком.
Однако, то ли в силу завершения возложенных задач, то ли по причине чрезмерного усиления и запуска собственных политических игр, в том числе и по вытеснению с политического поля Нуртая Абыкаева, на уровне высшего руководства было принято решение о демонтаже уже клана самого Мусина.
Проект начался с комплексной проверки с инициированием целого ряда уголовных дел в Атырауской области с отставкой акима Бергея Рыскалиева, относившегося к числу ключевых членов клана Мусина. Затяжной характер принятия решения в отношении самого Бергея Рыскалиева и его брата мажилисмена Аманжана, а также письма региональных элит в его защиту, позволяют говорить об интенсивности кулуарных консультаций и уровне возможного ущерба от единовременного демонтажа клана Мусина. Поскольку в период укрепления влияния его ставленниками оказались значительное число руководителей центрального и регионального уровня и большое число депутатского корпуса, в формировании которого он принимал непосредственное участие. В этой связи, процесс демонтажа «группы Мусина» имеет все признаки незавершенного, и, по всей видимости, будет расконсервирован в удобный для его продолжения момент, а также будет зависеть от поведения непосредственно лидера клана.
В целом, комплекс проведенных на протяжении этих лет мероприятий имел ключевое значение для восстановления устойчивости системы с точки зрения усмирения амбиций ключевых актеров политического процесса, наглядно оценившими перспективы и риски избыточного политического влияния.
Наряду с этим, в настоящее время наблюдаются попытки инициирования процесса подавления политического влияния Имангали Тасмагамбетова, путем дискредитации его перед президентом, в качестве основного претендента на занятие его позиций, и перед общественностью, посредством запуска публикаций о якобы имеющем место уголовном преследовании его ближайшего родственника. Однако, как свидетельствует практика, решение о перспективах столичного акима будет приниматься вне публичного поля.
Кроме того, в результате клановых войн пострадал ряд государственных чиновников, которые не входили ни в одну из клановых групп и по сути оказались предоставлены сами себе.


Российский вектор влияния

Серьезное корректирующее влияние на политические и экономические процессы оказали интеграционные процессы на евразийском пространстве. Отмечается хронологическое совпадение периода их старта и стремительного юридического оформления с волной принудительной реконструкции политических систем в ряде стран арабского мира, получившем название «арабская весна». В этой связи, в экспертной среде сформировалось устойчивое мнение о наличии причинно-следственных связей между этими процессами. Согласно этой версии, объединение потенциалов Белоруссии, Казахстана и России было обусловлено высокими рисками экспорта апробированных в арабском мире технологий на наше пространство.
Одновременно форсирование российской стороной интеграционных процессов с упором на ускоренное формирование наднациональных политических структур вызвало жесткое неприятие казахстанской стороны. Стало очевидным, что интересы Кремля не ограничиваются рамками взаимовыгодного экономического сотрудничества, а распространяются на прямое ограничение суверенитета. Этому способствовали, как периодически просачивавшаяся в СМИ информация о желании Путина перейти в кресло президента Евразийского Союза с вытекающими отсюда почетом и иммунитетом, так и откровенные заявления отдельных российских политиканов о Казахстане, как о еще одном субъекте федерации.
Эти события произвели на руководство Казахстана отрезвляющее действие, вслед зачем последовали с нашей стороны опровержения информации о скором запуске евразийского парламента, а также памятное стамбульское заявление президента. Болезненная реакция российской стороны с размещением оскорбительных публикаций в адрес казахстанского лидера еще больше усугубили ситуацию, став явным свидетельством отсутствия у России готовности к отказу от имперских амбиций. В результате этого интеграционный процесс перешел в русло жесткого прагматизма, предметом торга в котором стала каждая позиция казахстанско-российского сотрудничества, включая аренду космодрома Байконыр.
В свою очередь, безуспешные попытки давления со стороны Кремля позволили Акорде также чувствовать себя свободной от лишних обязательств, открывая возможности для возобновления прогресса в двусторонних отношениях с Турцией и Китаем. Подтверждением этого можно считать последний визит Назарбаева в Пекин, в ходе которого были достигнуты целый комплекс договоренностей.

Новая конфигурация элит

Последние перестановки свидетельствуют о попытке Назарбаева сконструировать качественно новую систему государственной власти. Основными акторами в которой становятся рекрутированные из второго эшелона игроки, не обладавшие при прежней конфигурации значительными политическими позициями – Карим Масимов, Марат Тажин, Серик Ахметов. Именно на них возложена ответственность по реализации проекта комплексной реконструкции политической системы, и, при ее успешности, реализация сценария транзита власти. Одновременно должны быть предприняты меры по недопущению формирования у этих игроков собственных кланов. Для этих целей в орбите политических процессов сохраняются отдельные члены «старой гвардии» - Нуртай Абыкаев, Болат Утемуратов, Ахметжан Есимов, Имангали Тасмагамбетов. Остальные, имевшие определенное влияние на процессы принятия решения или доступ к информации игроки – Аслан Мусин, Канат Саудабаев, Аман Шабдарбаев, Ермухамет Ертысбаев оказались частично или полностью вытеснены. Данные процессы позволяют предполагать завершение первичных контуров новой конфигурации элит и начала процесса реконструкции непосредственно всей системы. В пользу этого свидетельствует административная реформа с формированием корпуса «А» и политических служащих. Вероятнее всего в процессе аттестации будет проведена и безболезненная очистка корпуса государственных служащих от нежелательных элементов по принципу потенциальной коррупционности или принадлежности к определенным кланам.
При этом для казахского лидера в кадровой политике, очевидно, будет опора на лично воспитанные кадры, не связанные с какими-либо кланами и не ностальгирующие по советскому периоду и не имеющие тесные связи в Москве. Как показывает практика, многие молодые выдвиженцы уже стали объектом пристального влияния отдельных зарубежных кругов. Поэтому отбор в новое окружение Н. Назарбаева будет особо тщательным.
В ходе запуска обозначенных процессов неизбежно рекрутирование в систему государственной службы новых претендентов, что в конечном итоге позволит запустить механизм циркуляции элит и социальных лифтов. Это, в свою очередь, способствует устранению симптомов застойных явлений и снижению градуса социальной напряженности. Что особенно актуально для реализации безболезненного транзита верховной власти.

Источник: dialog.kz

  • Теги:

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.