Готовь сани летом, а карьеру – студентом. Часть 2. Немного фактов для студента

А. А. Кременчуцкий, академик МАИН, эксперт World Summit of Information Society Awards в Казахстане, советник ректора ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва  

Часто и подолгу находясь за рубежом, я имею возможность общаться со студентами и сравнивать их с нашими. И сопоставляя, удивляюсь, вижу существенно более низкое, на мой взгляд, стремление большинства наших студентов готовить свою карьеру во время обучения в ВУЗах.  Почему?


Часть 2. Немного фактов для студента

Между тем в нашем обществе назрела необходимость деления специалистов по совокупности владения реальными знаниями и навыками. По опыту других государств набирают ход инициативы  по созданию независимой системы подтверждения и присвоения квалификации специалистов.

Для тебя это означает, что твоя востребованность рынком труда будет определяться не только наличием диплома, но и сертификатами, подтверждающими твою квалификацию. Это – очень серьезный вызов тебе, и отвечать на него надо с самого начала обучения в ВУЗе.

Анализ мирового опыта показывает, что, хотя понятие квалификации работников используется очень давно, однако системный подход к нему на уровне государств начал формироваться, по сути, только в последней четверти ХХ века. И это стало переходом на качественно новый уровень.

Примером может быть опыт Южной Кореи. В 1973 году там был принят закон «О Национальной системе технических квалификаций» и поставлена задача – совершить прорыв в сфере технологий на уровень стран-лидеров мирового развития.

Было выбрано 7 общенациональных уровней квалификации и установлено, что переход с уровня на уровень осуществляется только по результатам независимого профессионального тестирования.

Результат – рост ВВП Южной Кореи более чем в 100 раз и прорыв в мировую элиту технологических стран.

Аналогичные подходы стали использоваться и в Европейском Союзе. Разработана Европейская рамка квалификаций как образец для Национальных рамок.

На их основе разрабатываются Отраслевые рамки квалификаций и Профессиональные стандарты.

Профстандарты выполняют тройную функцию:

➢ Аккумулируют требования рынка к специалистам данной профессии.

➢ Являются основой для создания программ обучения и подготовки специалистов.

➢ Совместно с отраслевой рамкой служит базой для присвоения и подтверждения квалификации специалистов.

Из изложенного - три главных вывода.

1. В передовых странах идет формирование общенациональных требований к квалификациям и сертификации специалистов.

2. Ни в одной стране ими не охватываются все профессии – охватываются только приоритетные для страны (в Южной Корее – 727, в Германии – 400, Дании – 123 и т.д.), и все профессии законодательно делятся на регулируемые и нерегулируемые.

3. Независимость системы сертификации специалистов как от учебных заведений, так и от конкретных работодателей,  и охват ею всех ключевых уровней квалификации – вплоть до ведущих инженеров и руководителей производства.

С учетом этого опыта и выработанной новой методологии многое уже сделано для формирования Национальной системы квалификаций Казахстана, куда входит и сертификация специалистов.

Начата разработка профессиональных стандартов. Они уже сформированы в нефтегазовой, туристской, машиностроительной, аграрной сферах по 118 профессиям.

Отсюда глобальный вывод – недостаточно отучиться в ВУЗе, надо успеть за эти годы подтвердить свои знания и навыки как можно большим числом сертификатов – как казахстанских, так и зарубежных.

Как этого добиться, будет рассказано в следующих частях.

 

 

 

 

 


 

Статья по теме:  Готовь сани летом, а карьеру – студентом

Комментарии (1)

  • это конечно занятная система, да вот реализация когда ее будет? Многое зависит от руководства ВУЗов внутреннее устройство, прозрачность и высокие стандарты образования! У нас очень плохо информируют студентов, даже о тех моментах, которые происходят внутри ВУЗа, о программах, конференциях и стажировках, все приходиться буквально вырывать зубами...

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.