Выпускной балл

В последнее время в средствах массовой информации все чаще поднимаются вопросы введения комплексного тестирования (КТ) для поступления в вузы выпускников организаций технического и профессионального образования (ТиПО).

 Как известно, ранее выпускники средних специальных учебных заведений имели так называемую льготу, их принимали на учебу без сдачи экзаменов. Отныне им придется сдавать комплексное тестирование, что позволит выпускникам ТиПО претендовать на государственные гранты даже по сокращенной программе обучения. Об актуальности введения КТ для выпускников колледжей, поступающих в вузы, рассказал заместитель министра образования и науки РК Мурат Орунханов.
– По идее, в профессионально-технические учебные заведения должны идти те, кто решил стать квалифицированными работниками среднего звена – мастерами, техниками, медсестрами, санитарами и т.д., по уровню знаний не претендуя на получение высшего образования. Мурат Кадесович, насколько актуально введение данного комплексного тестирования?
– В идеале, конечно, в вузы должны поступать только самые знающие, хорошо подготовленные абитуриенты. Без этого невозможно обеспечить должное качество специалистов на выходе из вуза – это аксиома. А если есть склонность к профессионально-техническим специальностям, то можно поступить на обучение в систему ТиПО, которая призвана готовить для экономики и общества специалистов среднего звена. Спрос на них большой, и особенно он возрос с началом реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Причем спрос гораздо больший, чем на выпускников вузов. Поэтому в системе образования мы сейчас уделяем приоритетное внимание именно профессионально-техническому обучению, стремимся довести качество его выпускников до мирового уровня.
Конечно, перед выпускниками ТиПО никогда не закрывается и дорога в вуз – приобретя профессиональный опыт, подготовившись и почувствовав способность преодолеть следующую образовательную планку, лучшие из них вполне смогут продолжить обучение в вузе. Но такой процесс по определению не может быть массовым. Однако у нас в стране сложилась несколько иная ситуация. Для многих обучение в организациях ТиПО стало восприниматься всего лишь как ступенька для поступления в вуз сразу по окончании обучения, не отработав ни дня по полученной специальности. К примеру, в 2011 году техническое и профессиональное образование у нас получили 139 тысяч специалистов. Но из них 76 тысяч практически сразу поступили в вузы, то есть 55 процентов выпускников ТиПО.
Получается, что система профтехобразования слабо справляется со своей основной задачей – поставлять в экономику страны специалистов среднего звена. К тому же выпускники ТиПО в подавляющем большинстве поступают в вузы без проверки их базовых знаний.
 
– С чем связан столь высокий процент «перетока» выпускников ТиПО в вузы?
– Во многом именно потому, что была возможность поступления в вузы молодых людей со слабой школьной подготовкой без какого-либо тестирования знаний по базовым предметам. Не все, но многие из них знают, что не могли бы претендовать на высокий балл ЕНТ, поэтому вполне осознанно избрали такой путь поступления в вуз через систему профтехобразования. А в результате эта система наполовину работает вхолостую, всего лишь в качестве «подготовительных отделений» вузов.
 
– Но ведь, с другой стороны, объем полученных знаний выпускников ТиПО в любом случае больше, чем у школьников. Насколько правильно лишать их ранее установленных льгот при поступлении в вузы? И разве недостаточно для оценки их знаний сдачи в колледжах госэкзаменов и НОК (независимой оценки качества)?
– Освобождение от тестирования было не единственной льготой. Выпускники организаций профтехобразования действительно в профессиональном плане более подготовлены, чем вчерашние школьники. Поэтому при поступлении на родственную специальность они обучаются по сокращенной вузовской программе. Это серьезная льгота, она вполне обоснованна и не отменяется.
Кроме того, сдача комплексного тестирования позволит выпускникам ТиПО претендовать на государственные гранты даже по сокращенной программе обучения. До сих пор мы выделяли 1000 таких грантов по специальностям образования. Теперь же будет 2700 грантов, и перечень специальностей пополнится техническими и сельскохозяйственными специальностями.
Что касается госэкзаменов и НОК, то у этих форм контроля совершенно другая направленность. Они нацелены прежде всего на определение профессиональной подготовленности выпускника к работе по специальности, но никак не для поступления в вуз. Поэтому для определения знаний по базовым предметам для вуза и вводится комплексное тестирование, такое же, как и у выпускников школ.
 
– В школах идет подготовка к сдаче ЕНТ, а в колледжах – нет. Не окажутся ли их выпускники в заведомо проигрышной позиции  по сравнению со школьниками? Осталось всего два месяца…
– По поводу целевого «натаскивания» на ЕНТ и КТ моя позиция однозначна – его не должно быть ни там, ни там. Конечно, сама процедура тестирования учащимся должна быть знакома, чтобы не было растерянности. Для этого введены пробные тестирования, которые теперь будут и для выпускников колледжей. Содержание тестов будет соответствовать объемам знаний, предусмотренных государственными стандартами образования для ТиПО.
А в отношении двух месяцев вы не совсем правы. О введении КТ мы говорим уже более четырех месяцев, новые правила доведены до всех организаций. Так что в целом на такую подготовку времени достаточно, это только повторение уже пройденного материала.

Беседовала Карина КОЖАЕВА, Астана
Источник: liter.kz

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.